Наслонные стропила без распоров
Стропило, работающее на изгиб, не передающее нагрузку на стены, имеет одну опору прочно закреплённую и свободно вращающуюся. Другая опора подвижна и свободно вращается. Данным условиям могут отвечать три варианта крепления стропил. Рассмотрим подробно каждый.
К сожалению, не все строители понимают, насколько важна скользящая опора для стропил, и из-за незнания промежуточные стропилы бывают не закреплены.
Низ стропила подшивается опорным бруском, либо на нём запилом делается врубка. Именно врубкой стропило упирается в мауэрлат. В верхней части стропила выполняют увеличенную горизонтальную врубку со скосом. Размеры врубки в верхней части стропильной ноги рассчитываются следующим образом: а = 0,25. То есть длина подрезки выполняется не более высоты стропильного сечения.
Подрезку рекомендовано скашивать для устранения препятствия для изгиба стропильной ноги. В противном случае врубка будет упираться в прогон. В результате получится распорная система стропил.Длина скошенной подрезки должна быть не менее двух значений, то есть не менее двух глубин. В случае, когда невозможно сделать подрезку верха стропил. Его следует подшить бруском, с помощью монтажного крепления, двухсторонними пластинами или прибоинами из дерева. Верхние края стропил свободно укладываются на прогон. В двухскатных вариантах крыш их укрепляют на прогонах, по типу скользящей опорной балки, при этом между собой не скрепляют.В данном случае двухскатную крышу рассматривают как две односкатных, которые примыкают друг к другу высокими сторонами.
Подшивка верха стропильной ноги или верхняя опорная врубка устанавливаются в горизонтальном положении. Достаточно лишь изменить метод опирания на прогон, и стропильная нога тут же покажет распор. Данный расчёт стропильной ноги, по причине жёсткости условий создания верхнего узла, обычно не применяется для двухскатных вариантов крыш. Чаще всего её используют в строительстве односкатных крыш, так как малейшая неточность в изготовлении узла превратит схему безраспорную в распорную. Кроме того, в двухскатных типах крыш, в случае, если будет отсутствовать распор на мауэрлате, из — за прогиба стропил под действием нагрузки, может возникнуть разрушение узла конька кровли.
На первый взгляд данная система может показаться нереальной в исполнении. Так как на нижней части стропила создан упор в мауэрлат, по сути, система должна оказывать на него давление, то есть горизонтальное усилие. Однако распорной нагрузки она не показывает.
Второй вариант крепления стропил является наиболее распространённым способом установки, относящимся к двухскатным крышам. В данном случае, низ стропила делают на ползуне, верх закрепляют, соединяя его гвоздями или болтами, либо упирая друг в друга или в прогон. Связывают их либо металлическими пластинами с зубьями, либо деревянными прибоинами.
Необходимо обратить особое внимание на крепление стропила к мауэрлату. Данное действие сводится к закреплению стропильной ноги в таком положении, которое станет обеспечивать шаг установки. Для этого необходимо вбить с двух сторон элемента по одному длинному гвоздю, а сверху закрепить конструкцию стальной пластиной с зубьями. В случае если производить крепление стропил с помощью металлических уголков, то для прочного закрепления стропильной ноги достаточно будет и одного гвоздя, либо можно прижать стропильную ногу углами с двух сторон без гвоздей.
Закрепляя стропильные ноги с помощью металлических пластин с шипами, нет необходимости забивать столько гвоздей, сколько отверстий в уголке. В противном случае ползун станет несовершенным шарниром, а мауэрлат станет распором.
От опрокидывания под силой ветра крышу удерживают прочные проволоки. Не следует пренебрегать данными элементами крыши и перекладывать их функцию на уголки. В противном случае стропильная система должна возводиться как распорная.
Распор не даёт и жёсткие защемления конькового узла, в случае, когда низ стропила делают на ползуне, а верх закрепляют жёстким образом. Иначе в коньковом узле может появиться изгибающий момент, который будет стремиться его разрушить. В такой конструкции максимальный момент изгиба будет возникать на коньковой опоре, а стропильные ноги будут получать меньший прогиб.
Следует учитывать, что используя данный коньковый узел, будет получена достаточно большая несущая способность стропильной системы. Проще говоря. Если использовать в строительстве узловое соединение с жёстким соединением верха стропил, даже если не производить математического расчёта конькового узла, будет получен некоторый запас достаточной прочности на стропилах.